суббота, 11 ноября 2023 г.

Фонематический слух

Фонема — это звук.

Фонематический слух — это способность различать звуки. 

Он дает возможность :

- слышать наличие конкретного звука в слове;

- различать слова, которые состоят из одинаковых звуков, например, ракета-карета, липа-пила, кулон-клоун, бар-раб, марш-шрам и т.п.;

- различать слова, которые отличаются лишь одним звуком: коса-коза, куча-туча, ваза-база и другие.

     В дальнейшем, в школьном возрасте, хорошо развитый фонематический слух поможет избежать большого количества ошибок в обучении грамоте.

Процесс развития фонематического слуха у детей 5 лет

Дети маленького возраста не способны различить правильное произношение от неправильного. Но они растут, развиваются. Если с малышом регулярно занимаются взрослые (читают детские книжки, учат с ним стихи), то он постепенно учится правильно произносить слова. В дошкольный период дети активно усваивают разговорный язык, поэтому так важно развивать фонематический слух. 

Большинство детей к 4 годам верно проговаривают все звуки, кроме «л» и «р». В 5 лет они уже могут произносить правильно все звуки родной речи. У детей уже полностью развит артикуляционный аппарат. Но проблема неправильного произношения отдельных звуков может крыться именно в недостаточном развитии фонематического слуха. Дети 5 лет могут плохо различать на слух звуки «с» и «ш», «ш» и «ж», «с» и «ц», «з» и «ж», «г» и «к», «б» и «п», «к» и «т» и т.д.

Ребѐнок 5 лет должен различать отдельные звуки в словах, отличать их друг от друга, определять их позиции (в начале, в центре, в конце) и уметь устанавливать последовательность расположения в словах. Только благодаря хорошо развитому фонематическому слуху дошкольник сможет в дальнейшем научиться читать и писать. Поэтому дети при поступлении в школу должны различать звуки на слух и соотносить их с изображением на бумаге.

Как развить фонематический слух у ребёнка?

Если недостаточно развит фонематический слух, то при обучении грамоте ребёнок пропускает буквы и сам не замечает этого. В письме заменяет глухие буквы на звонкие и наоборот (коза-коса, роза-роса, пар-бар, гора-кора), меняет мягкие на твѐрдые и наоборот (морковь-морков, ляля-лала). 

Конструктивный и последовательный процесс обучения грамоте невозможен без способности проводить анализ каждого звука в слове и отличать его от других.

Занятия для развития фонематического слуха для детей 5 лет

Все занятия на развитие фонематического слуха для детей 5 лет должны проводиться в игровой форме. Время проведения —15-20 минут. Проводить занятия необходимо тогда, когда малыш хорошо себя чувствует.

Игра «Звуки из коробочки»: 

Для игры берѐтся несколько коробочек и наполняется разным содержимым: семечками, крупой, горохом, бусинками, пуговками, орехами и другим. Ребѐнок должен трясти коробочки и угадывать их содержимое.

Игра «Жмурки»: 

Малыш закрывает глаза и движется на звуковые сигналы: погремушки, колокольчика, хлопков ладоней, щѐлканья пальцев и других.

Игра «Послушай и покажи»: 

Перед ребѐнком раскладываются карточки с изображением схожих по звучанию слов: мишка, миска, мышка, каза, коса и т.д. Взрослый называет предмет (или животное), а малыш должен показать карточку, соответствующую названию.

Игра «Правильно или неправильно»: 

Взрослый называет несколько раз одно и то же слово, но с ошибкой в одной букве: прокодил, дрокодил, крокодил. Когда малыш услышит правильное слово, он должен подать какой-то знак, например, хлопнуть в ладоши.

Игра «Чей голос?»: 

Детям включают аудиозаписи звуков, которые издают различные птицы и животные, а они должны их угадывать.

Игра «Угадай музыкальный инструмент»: 

Перед малышом раскладываются детские музыкальные игрушки: пианино, труба, свисток, погремушка, барабан. Он слушает звуки, которые они издают, запоминает их. Затем предметы прячутся за ширму и ребенок должен угадать, какой из них сейчас звучит.

Игра «Поймай звук»: 

Задается один звук (например «ш»), который малыш должен услышать и хлопнуть в ладоши. Взрослый перечисляет сначала разные звуки, а затем  - разные слова.

Игра позволяет обучать ребенка так, чтобы ему был интересен этот процесс. Таким образом, развитие фонематического слуха у детей 5 лет неразрывно связано с их речевым развитием и способностью в будущем правильно читать и писать. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий