суббота, 9 сентября 2023 г.

Развитие речи с 1 до 2 лет. Что поможет избежать задержки речи.

 Для малыша имеет огромное значение глубокая эмоциональная связь с близкими людьми. Чтобы он скорее заговорил, нужно обеспечить:

Регулярное общение со взрослым. Оно помогает поддерживать у ребёнка состояние раскованности, внутреннего комфорта, свободы. Малыш непроизвольно издаёт звуки, как бы отвечая взрослому. Со временем звуки превращаются в слова, а потом и в предложения.

Заинтересованность взрослого в общении с ребёнком. Когда взрослый внимательно слушает ребёнка и показывает интерес к нему, малыш видит эту сосредоточенность и учится слушать других людей. Наблюдение за артикуляцией (движением губ, челюсти и языка) взрослого во время говорения помогает ребёнку тоже развивать артикуляцию и стимулирует его произносить звуки и слова.

Для развития речи ребёнку важна эмоциональная близость и постоянное общение со взрослым.

Всякая ли речь, которую слышит ребёнок, помогает ему скорее заговорить? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, выдающиеся советские психологи В. В. Ветрова и М. И. Лисина провели эксперимент. Разделили детей в возрасте 10–15 месяцев на две группы. Первой группе давали прослушивать магнитофонную запись с отрывком из детской радиопередачи, при этом с ними был взрослый — он тоже слушал запись, но не говорил с малышами. Второй группе ничего слушать не давали.

После 20–30 сеансов прослушивания записей детьми первой группы психологи отметили, что у них лепет заметно усилился и участился, а у малышей второй группы — нет. Отсюда сделали вывод, что ребёнку в раннем возрасте очень важно слышать человеческую речь, чтобы самому поскорее научиться говорить.

Тогда возник ещё один вопрос: лепет у детей первой группы так активно развивался в связи с присутствием взрослого, или малышам достаточно было просто слышать человеческую речь из магнитофона?

В поисках ответа эксперимент продолжили, и детей первой группы разделили на ещё две подгруппы. Первой включали аудиозаписи с человеческой речью, при этом с ними в комнате не было взрослого. Вторая подгруппа слушала музыку, уже в присутствии взрослого.

Сеансы, когда из магнитофона звучала человеческая речь, но при этом отсутствовал взрослый, оказались бесполезными. Лепет не усилился. Дети искали взрослого, но не прислушивались к речи. Сеансы, когда в присутствии взрослого прослушивалась музыка, тоже не привели к заметным результатам. Дети главным образом искали источник звука, но их не интересовало общение.

Учёные сделали вывод: для развития речи у ребёнка необходимо присутствие взрослого, при этом обязательно, чтобы он говорил с малышом. Просто звучащей речи мало, чтобы начать говорить. Нужен взрослый — живой источник речи, который устанавливает эмоциональную связь с ребёнком и общается с ним.

Именно взрослый вводит детей в мир речи. Благодаря ему у ребёнка развивается не только умение говорить, но и умение слушать, а также навык воздействия на другого человека через речь.

Особенности развития речи у детей

Развитие речи ребёнка в раннем возрасте тесно связано с его практической деятельностью. Он начинает самостоятельно ходить, постоянно взаимодействует с предметами, узнаёт от взрослого и запоминает их названия, учится использовать новые слова самостоятельно. Всё это стимулирует к общению.

К концу первого года жизни у ребёнка начинает формироваться активный и пассивный словарь. Активный словарь — это те слова, которые он уже может произнести, а пассивный — слова, которые он понимает. В активном словаре к 12–14 месяцам может быть от 4 до 15 слов. Пассивный словарь примерно в 3 раза шире: слов, которые понимает ребёнок, больше, чем тех, которые он может произносить.

В этом же возрасте речь переходит на новую стадию: теперь ребёнок воспринимает её как средство общения. Если раньше малыш воспринимал слова как единые нечленораздельные звуковые комплексы, то теперь разделяет их в речи родителя. Как следствие, он начинает активно произносить известные ему слова, адресуя их взрослому.

Чтобы познакомиться с предметом, ребёнок тянется к нему, сопровождая свои действия мимикой и звуками, и плачет или капризничает, если не получает желаемого. Потом смещает фокус на родителя: переводит свой взгляд с предмета на взрослого, чтобы тот достал его, или указывает на предмет жестами.

Малыш произносит слова осмысленно и с привязкой к ситуации, но их значения очень неустойчивы. Так происходит потому, что он осваивает речь ассоциативно: например, видя птицу, указывает на неё и говорит «кар». Затем может увидеть изображение птицы на монетке — эту монетку он тоже назовёт «кар». Потом увидит птицу в часах с кукушкой, и часы станут «кар».

С 11 месяцев начинается активное подражание взрослому. Ребёнок повторяет слова и фразы: смотрит на родителя, наблюдает за движениями его губ, челюстей и языка, пытается произнести слово и назвать предмет, который ранее показал или дал подержать в руках взрослый. Постепенно у малыша это получается. Затем он переходит к осмысленному употреблению слов. 

С 1,3 до 1,8 лет малыш начинает употреблять простые предложения, состоящие из 2 слов, вкладывая в них смысл. Жесты и мимика помогают окружающим понимать его речь.

На этом этапе особенно важно, чтобы не было «сюсюканья» с ребёнком, ведь малыш усваивает те формы слов, которые он слышит от взрослого. Также важно, чтобы не было информационной перегрузки — это часто приводит к задержкам в развитии речи. Вводить новые слова и фразы следует постепенно.

После 1,10 лет предложения начинают состоять уже из трёх слов и более. Пока он может говорить о себе в третьем лице: «Маша хочет кушать».


Комментариев нет:

Отправить комментарий